История фотографии насчитывает почти 200 лет, однако широкое распространение этот вид искусства получил только в XX веке. В этом материале мы собрали 10 легендарных фотоаппаратов, созданных в прошлом столетии и, по тем или иным причинам, оказавших серьёзное влияние на развитие фототехники.
Leica I
Leica I — первый фотоаппарат легендарной немецкой компании. Оскар Барнак, инженер компании Ernst Leitz, был энтузиастом фотографии, но страдал астмой в тяжёлой форме и не мог брать на прогулки распространённые в то время крупноформатные фотоаппараты по причине их больших размеров и веса. В какой-то момент ему в голову пришла идея использовать в качестве носителя изображения 35-миллиметровую киноплёнку. Поскольку размер кадра на киноплёнке составляет всего 24х18 мм, Барнак решил в своём фотоаппарате расположить плёнку не вертикально, а горизонтально, и использовать два кинокадра в качестве одного фотографического. Так родился самый распространённый в мире размер кадра — 36х24 мм. Этот формат до сих пор является стандартом для значительной части фототехники. Прототип Барнака в дальнейшем был доработан и запущен в производство под названием Leica I. То есть «камера Ляйтца, модель номер 1».
Кстати, специально для 35-миллиметровой плёнки всё тому же Барнаку пришлось создать фотоувеличитель — устройство для увеличения изображения и переноса его на фотобумагу. До этого использовалась исключительно контактная фотопечать — фотобумага засвечивалась сквозь фотопластину, лёжа непосредственно под ней.
Leica I — первый фотоаппарат легендарной немецкой компании. Оскар Барнак, инженер компании Ernst Leitz, был энтузиастом фотографии, но страдал астмой в тяжёлой форме и не мог брать на прогулки распространённые в то время крупноформатные фотоаппараты по причине их больших размеров и веса. В какой-то момент ему в голову пришла идея использовать в качестве носителя изображения 35-миллиметровую киноплёнку. Поскольку размер кадра на киноплёнке составляет всего 24х18 мм, Барнак решил в своём фотоаппарате расположить плёнку не вертикально, а горизонтально, и использовать два кинокадра в качестве одного фотографического. Так родился самый распространённый в мире размер кадра — 36х24 мм. Этот формат до сих пор является стандартом для значительной части фототехники. Прототип Барнака в дальнейшем был доработан и запущен в производство под названием Leica I. То есть «камера Ляйтца, модель номер 1».
Кстати, специально для 35-миллиметровой плёнки всё тому же Барнаку пришлось создать фотоувеличитель — устройство для увеличения изображения и переноса его на фотобумагу. До этого использовалась исключительно контактная фотопечать — фотобумага засвечивалась сквозь фотопластину, лёжа непосредственно под ней.
Вплоть до 1953 года все камеры Leica представляли собой вариации на тему «Leica I». В частности, в них применялись раздельные «окошки» для построения кадра и наведения на резкость — дальномер был отдельным устройством, не интегрированным в видоискатель, а для присоединения оптики использовалась резьба M39. Вышедшая в 1953 году Leica M3 получила сразу несколько ключевых обновлений: байонет Leica M (используемый до сих пор) и огромный яркий видоискатель. Быследний был совмещён с дальномером и получил систему переключаемых рамок, соответствующих углу зрения установленного на камеру объектива. Собственно говоря, до сих пор все дальномерные камеры являются вариациями на тему Leica M3.
Asahiflex IIB
Первая зеркальная камера была разработана в Германии в 1939 году и получила название Praktiflex. Позже, в 1952 году, её дизайн был скопирован небольшой японской компанией Asahi Optical, которая позже получила всемирную известность как производитель камер Pentax. Но у этих ранних зеркалок был один большой недостаток — во время съёмки кадра зеркало поднималось и оставалось в поднятом состоянии, что делало непрерывное визирование невозможным. Чтобы вернуть его в рабочее положение, надо было взвести затвор. Этот недостаток был одной из причин, по которым зеркальные камеры изначально не получили широкого распространения.
В 1954 году Asahi Optical выпустила зеркальную камеру Asahiflex IIB, которая получила механизм автоматического возврата зеркала и за счёт этого сразу приобрела огромную популярность. В 1957 году была выпущена первая камера под брендом Pentax, получившая привычный теперь пентапризменный видоискатель. Само название Pentax, к слову, происходит от слов «PENTAprism» и «refleX». Успех первого «Пентакса» был настолько оглушительным, что вплоть до 70-х годов Asahi Optical оставалась крупнейшим производителем зеркальных камер в мире, а продажи камер и оптики Pentax в несколько раз превосходили продажи камер Nikon и Canon вместе взятых.
Первая зеркальная камера была разработана в Германии в 1939 году и получила название Praktiflex. Позже, в 1952 году, её дизайн был скопирован небольшой японской компанией Asahi Optical, которая позже получила всемирную известность как производитель камер Pentax. Но у этих ранних зеркалок был один большой недостаток — во время съёмки кадра зеркало поднималось и оставалось в поднятом состоянии, что делало непрерывное визирование невозможным. Чтобы вернуть его в рабочее положение, надо было взвести затвор. Этот недостаток был одной из причин, по которым зеркальные камеры изначально не получили широкого распространения.
В 1954 году Asahi Optical выпустила зеркальную камеру Asahiflex IIB, которая получила механизм автоматического возврата зеркала и за счёт этого сразу приобрела огромную популярность. В 1957 году была выпущена первая камера под брендом Pentax, получившая привычный теперь пентапризменный видоискатель. Само название Pentax, к слову, происходит от слов «PENTAprism» и «refleX». Успех первого «Пентакса» был настолько оглушительным, что вплоть до 70-х годов Asahi Optical оставалась крупнейшим производителем зеркальных камер в мире, а продажи камер и оптики Pentax в несколько раз превосходили продажи камер Nikon и Canon вместе взятых.
Nikon F
Выпущенная в 1959 году Nikon F, стала первой зеркальной камерой японской компании Nippon Kogaku (Nikon). До этого нынешняя «фотокомпания №2 в мире» занималась тем, что выпускала качественные, но не отличающиеся особой оригинальностью клоны немецких дальномерных камер Contax. Nikon F стал первой зеркальной камерой со сменными видоискателями и сменным фокусировочным экраном. Это первая зеркальная камера со шторками из титановой фольги, первая зеркальная камера с байонетным креплением оптики, первая зеркальная камера с моторизованной протяжкой плёнки и первая профессиональная репортёрская зеркальная камера. До этого репортёрскими камерами традиционно считались дальномерки. Одновременно с Nikon F была представлена целая линейка объективов для неё с фокусными расстояниями от 21 до 1000 мм. В результате продуманного дизайна Nikon F практически без изменений производился до 1973 года и неоднократно летал в космос. Компания Nikon заняла первое место на рынке профессиональных репортёрских камер и удерживала его вплоть до конца 1980-х годов.
Выпущенная в 1959 году Nikon F, стала первой зеркальной камерой японской компании Nippon Kogaku (Nikon). До этого нынешняя «фотокомпания №2 в мире» занималась тем, что выпускала качественные, но не отличающиеся особой оригинальностью клоны немецких дальномерных камер Contax. Nikon F стал первой зеркальной камерой со сменными видоискателями и сменным фокусировочным экраном. Это первая зеркальная камера со шторками из титановой фольги, первая зеркальная камера с байонетным креплением оптики, первая зеркальная камера с моторизованной протяжкой плёнки и первая профессиональная репортёрская зеркальная камера. До этого репортёрскими камерами традиционно считались дальномерки. Одновременно с Nikon F была представлена целая линейка объективов для неё с фокусными расстояниями от 21 до 1000 мм. В результате продуманного дизайна Nikon F практически без изменений производился до 1973 года и неоднократно летал в космос. Компания Nikon заняла первое место на рынке профессиональных репортёрских камер и удерживала его вплоть до конца 1980-х годов.
Hasselblad 500
Hasselblad 500 интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это — архетипичная модульная среднеформатная камера, исполненная по всем канонам жанра. Она использует сменные видоискатели, сменные задники для плёнки и качественную оптику с центральным затвором. Во-вторых, это была любимая камера великого фотографа Анзела Адамса, который не расставался с ней последние 20 лет жизни. В-третьих, именно Hasselblad 500 (вернее, вариант 500EL, на фотографии ниже) использовался экипажем космического корабля Apollo-11, впервые высадившего человека на Луну.
Hasselblad 500 интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это — архетипичная модульная среднеформатная камера, исполненная по всем канонам жанра. Она использует сменные видоискатели, сменные задники для плёнки и качественную оптику с центральным затвором. Во-вторых, это была любимая камера великого фотографа Анзела Адамса, который не расставался с ней последние 20 лет жизни. В-третьих, именно Hasselblad 500 (вернее, вариант 500EL, на фотографии ниже) использовался экипажем космического корабля Apollo-11, впервые высадившего человека на Луну.
Minolta XD-7
Камеры Minolta сейчас почти забыты, но когда-то имя этой компании гремело так же, как Canon и Nikon. Старая оптика Rokkor до сих пор многими считается образцовой. Компания с 1958 года производила успешную линейку неавтофокусных зеркальных камер, в которой было немало жемчужин, в том числе и XD-7 (XD-11 в США). Эта камера, выпущенная в 1977 году, стала первым в мире фотоаппаратом, предлагающим сразу два автоматических режима — как приоритета диафрагмы, так и приоритета выдержки.
Камеры Minolta сейчас почти забыты, но когда-то имя этой компании гремело так же, как Canon и Nikon. Старая оптика Rokkor до сих пор многими считается образцовой. Компания с 1958 года производила успешную линейку неавтофокусных зеркальных камер, в которой было немало жемчужин, в том числе и XD-7 (XD-11 в США). Эта камера, выпущенная в 1977 году, стала первым в мире фотоаппаратом, предлагающим сразу два автоматических режима — как приоритета диафрагмы, так и приоритета выдержки.
Canon A-1
Canon A-1, появившаяся всего на год позже Minolta XD-7, стала настоящим техническим прорывом. Это была первая в мире камера, использовавшая 4-битный микрокомпьютер для вычисления экcпозиции и управления всеми режимами. И то была первая камера, в которой применялся цифровой сегментный дисплей для отображения текущих параметров съёмки. Canon A-1 оставалась самой технически продвинутой камерой Canon вплоть до 1985 года, когда ей на смену пришла модель T-90 — последняя топовая камера с неавтофокусным байонетом Canon FD.
Canon A-1, появившаяся всего на год позже Minolta XD-7, стала настоящим техническим прорывом. Это была первая в мире камера, использовавшая 4-битный микрокомпьютер для вычисления экcпозиции и управления всеми режимами. И то была первая камера, в которой применялся цифровой сегментный дисплей для отображения текущих параметров съёмки. Canon A-1 оставалась самой технически продвинутой камерой Canon вплоть до 1985 года, когда ей на смену пришла модель T-90 — последняя топовая камера с неавтофокусным байонетом Canon FD.
Minolta 7000 AF
В первой половине 80-х годов производители фототехники экспериментировали с автоматической фокусировкой, пытаясь сохранить совместимость с существующим парком камер и оптики. Minolta решила порвать с этой традицией, и в 1985 году представила революционную модель 7000 AF (Maxxum 7000 в США), которая положила начало первой в мире автофокусной системе, разработанной с нуля.
Minolta 7000 AF была настоящим чудом. Эта камера не только поддерживала автофокус и автоэкспозицию, она также оснащалась встроенным мотором протяжки плёнки, многосегментным экспозамером и ЖК-дисплеем на верхней панели, отображающим все параметры. При желании пользователи могли приобрести программируемую заднюю крышку и существенно расширить возможности автоматизации своей камеры. Это было золотое время Minolta, которое, к сожалению, закончилось в начале 90-х под натиском конкурентов и неудачного патентного разбирательства с американской компанией Honeywell.
В первой половине 80-х годов производители фототехники экспериментировали с автоматической фокусировкой, пытаясь сохранить совместимость с существующим парком камер и оптики. Minolta решила порвать с этой традицией, и в 1985 году представила революционную модель 7000 AF (Maxxum 7000 в США), которая положила начало первой в мире автофокусной системе, разработанной с нуля.
Minolta 7000 AF была настоящим чудом. Эта камера не только поддерживала автофокус и автоэкспозицию, она также оснащалась встроенным мотором протяжки плёнки, многосегментным экспозамером и ЖК-дисплеем на верхней панели, отображающим все параметры. При желании пользователи могли приобрести программируемую заднюю крышку и существенно расширить возможности автоматизации своей камеры. Это было золотое время Minolta, которое, к сожалению, закончилось в начале 90-х под натиском конкурентов и неудачного патентного разбирательства с американской компанией Honeywell.
Canon EOS 650
Canon EOS 650 — первая камера линейки Canon EOS (ЭОС — Электронно-Оптическая Система), выпущенная в 1987 году. Компания решила отказаться от предыдущего механического байонета Canon FD и перейти на полностью электронный байонет Canon EF, который предусматривает полностью электронное управление объективом (фокусировкой, диафрагмой и другими функциями). Это был весьма дальновидный ход со стороны Canon. В результате все камеры и объективы Canon EOS, начиная с 1987 года, полностью совместимы друг с другом, а электронная часть байонета ни разу не потребовала модернизации (в отличие от Nikon, Minolta и Pentax, которые несколько раз добавляли дополнительные контакты для реализации функций вроде кодирования дистанции фокусировки и стабилизации изображения). Кроме того, Сanon EOS на сегодняшний день является единственной зеркальной системой с электронным управлением диафрагмой. Все остальные до сих пор дёргают механический рычаг на объективе из камеры — согласитесь, по сравнению с решением Canon это выглядит просто каменным веком.
В 1987 году главным преимуществом системы EOS стала скорость фокусировки. Nikon в то время не производил объективов со встроенными фокусировочными моторами, а «отвёртка» в камере у них была крайне неторопливой. В результате после 1989 года, когда вышла профессиональная модель EOS 1, Canon полностью разгромила Nikon на рынке профессиональных камер и остаётся лидером этого сегмента до сих пор. Хоть и прошло уже 25 лет.
Canon EOS 650 — первая камера линейки Canon EOS (ЭОС — Электронно-Оптическая Система), выпущенная в 1987 году. Компания решила отказаться от предыдущего механического байонета Canon FD и перейти на полностью электронный байонет Canon EF, который предусматривает полностью электронное управление объективом (фокусировкой, диафрагмой и другими функциями). Это был весьма дальновидный ход со стороны Canon. В результате все камеры и объективы Canon EOS, начиная с 1987 года, полностью совместимы друг с другом, а электронная часть байонета ни разу не потребовала модернизации (в отличие от Nikon, Minolta и Pentax, которые несколько раз добавляли дополнительные контакты для реализации функций вроде кодирования дистанции фокусировки и стабилизации изображения). Кроме того, Сanon EOS на сегодняшний день является единственной зеркальной системой с электронным управлением диафрагмой. Все остальные до сих пор дёргают механический рычаг на объективе из камеры — согласитесь, по сравнению с решением Canon это выглядит просто каменным веком.
В 1987 году главным преимуществом системы EOS стала скорость фокусировки. Nikon в то время не производил объективов со встроенными фокусировочными моторами, а «отвёртка» в камере у них была крайне неторопливой. В результате после 1989 года, когда вышла профессиональная модель EOS 1, Canon полностью разгромила Nikon на рынке профессиональных камер и остаётся лидером этого сегмента до сих пор. Хоть и прошло уже 25 лет.
Kodak DCS 100
Kodak DCS 100 (DCS — Digital Camera System) стала первой в мире коммерческой цифровой зеркальной камерой. Это устройство разрабатывалось в конце 1980-х годов и вышло на рынок в 1991. DCS 100 была построена на базе неавтофокусной зеркалки Nikon F3 и существовала в двух версиях — цветной и чёрно-белой (обе имели разрешение 1.3 МП). Для работы камере был необходим здоровенный внешний блок, который носился на плече как сумка. Этот блок отвечал за хранение и просмотр отснятых изображений, в нём был установлен 200-мегабайтный жёсткий диск. По умолчанию снимки сохранялись в формате TIFF, при желании пользователи могли приобрести отдельную плату, на которой был реализован алгоритм JPEG-компрессии, что увеличивало количество хранимых на жёстком диске файлов со 156 до 600. Стоимость комплекса составляла 20 тысяч долларов. Несмотря на кажущуюся непрактичность, Kodak продал порядка тысячи штук DCS 100 — основными покупателями были редакции крупных газет и новостные агентства, для которых оперативность была важнее качества изображения. Успех DCS 100 доказал, что рынок цифровых камер жизнеспособен, так что этот монстр может считаться дедушкой современных цифрозеркалок.
Kodak DCS 100 (DCS — Digital Camera System) стала первой в мире коммерческой цифровой зеркальной камерой. Это устройство разрабатывалось в конце 1980-х годов и вышло на рынок в 1991. DCS 100 была построена на базе неавтофокусной зеркалки Nikon F3 и существовала в двух версиях — цветной и чёрно-белой (обе имели разрешение 1.3 МП). Для работы камере был необходим здоровенный внешний блок, который носился на плече как сумка. Этот блок отвечал за хранение и просмотр отснятых изображений, в нём был установлен 200-мегабайтный жёсткий диск. По умолчанию снимки сохранялись в формате TIFF, при желании пользователи могли приобрести отдельную плату, на которой был реализован алгоритм JPEG-компрессии, что увеличивало количество хранимых на жёстком диске файлов со 156 до 600. Стоимость комплекса составляла 20 тысяч долларов. Несмотря на кажущуюся непрактичность, Kodak продал порядка тысячи штук DCS 100 — основными покупателями были редакции крупных газет и новостные агентства, для которых оперативность была важнее качества изображения. Успех DCS 100 доказал, что рынок цифровых камер жизнеспособен, так что этот монстр может считаться дедушкой современных цифрозеркалок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий